Вход на сайт

 

Вы здесь

Методический материал

 

Кузнецова Ирина Викторовна - учитель-дефектолог

Образование – высшее

Педагогический стаж -  27 лет

Курсы повышения квалификации - «Теория и методика коррекционной работы с детьми с ОВЗ»   18.09.2017 – 05.02.2018г.г.                                           

Член отделения учителей - логопедов и учителей - дефектологов Ассоциации педагогических работников Тульской области по содействию развития региональной системы образования.

Наставник молодых специалистов дошкольного учреждения

Моё кредо:

«В этом мире богатым нас делает                               

Не то, что мы получаем,

А то, что мы отдаем»

 

 Мои педагогические принципы:

Мой первый принцип очень прост:

Дарить тепло, энергию и знанья!

Второй такой: всегда учись!

И ничего не оставляй без своего вниманья!

А третий принцип, он как клятва Гиппократа:

Не навреди! Его мне объяснять не надо.

С душой к работе надо относиться,

Чтоб результатом после насладиться!

Комфортность в воспитании и обучении –

Основа мотивации в учении!

 

 

Награды

 

Почётная грамота Министерства образования и науки РФ от 12.05.2017г.,

  Почетная грамота главы Правительства Тульской области и Министерства образования г. Тулы  от 16.09.2014г.

Почетная грамота Администрации г. Тулы от 6.09.2014г.

Почетная грамота Управления образования г. Тулы от 4.02.2014г.

 

Профессиональная деятельность

  1. Выступление на региональном семинаре «Актуальные и инновационные подходы к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ» с докладом «Инновационные подходы к выбору средств коррекционной работы с детьми с нарушением  зрения»   - 20.12.2016г.
  2. Выступление на семинаре Городского профессионального сообщества специалистов службы сопровождения «Инклюзивное образование дошкольников в  условиях реализации ФГОС» с докладом «Предметно-развивающая среда как условие успешного обучения и развития ребенка с ОВЗ» - 16.03.2017г.
  3. Диплом I степени победителя Всероссийского  конкурса профессионального мастерства «Образование. XXI век» Номинация конкурса «Проектная деятельность»
  4. Победитель Регионального епархиального конкурса «Православная книга своими руками» -2018г
  5. Диплом II степени победителя регионального конкурса на лучшую тактильную  рукотворную книгу/ дидактическое пособие для детей с ООП в номинации «Лучшая художественная тактильная рукодельная   книга для детей»-2014г.
  6. Подготовила победителя Всероссийского конкурса детских рисунков «Весна. Капель. Цветы» (Бувина Варвара) – 2016г.
  7. Призеры 13-го областного конкурса «Юный иллюстратор», посвященного Году экологии в России и 65- летию выхода первой книги В. Сутеева  «Две сказки про карандаш и краски» (Бармина Диана, Файзуллаева Вероника) -2017г.

 

          

 

Содержание работы тифлопедагога в дошкольном учреждении.

        Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий.        Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

 

Специальные коррекционные занятия для детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

-       У детей формируется  представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

-       Расширяется умение  пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

-       Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

-       Формируется  умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

-       Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму, цвет и пространственное  положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2.Развитие ориентировки в пространстве.

 Занятия по ориентировки в пространстве направлены на :

-       формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

-       обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

-       развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.

3. Развитие осязания и мелкой моторики

 Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на :

-       Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих  умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

-       Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений  пальцев рук;

-       Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

-       Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);

4.Социально – бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

-       Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств  предметов с использованием зрения и других анализаторов;

-       Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

-       формирование  представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально – бытовая ориентировка  упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации  в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.