Вы здесь
Жить-вместе
ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Русский жестовый язык – точно такой же полноценный, развитый язык как русский, английский, китайский, только это язык визуальный, вся информация воспринимается зрительно. Именно поэтому глухие и слабослышащие называют жестовый язык «своим» языком, а для глухих детей глухих родителей – это родной язык.
Исследования детских психологов последних лет доказывают, что глухие дети глухих родителей по многим показателям опережают своих сверстников, а общение на жестовом языке помогает преодолеть коммуникационные барьеры, раскрепоститься, выразить свои желания и эмоции и маленьким слышащим детям. К сожалению, некоторые специальные педагоги и врачи верят во вредный миф, что использование жестов мешает развитию словесной речи ребенка. Не существует ни одной научной работы, которая бы это подтверждала.
Напротив, жестовый язык – бесценное средство общения и взаимопонимания, стимулирующее когнитивное, социальное и эмоциональное развитие маленького ребенка: глухого, слабослышащего, с кохлеарным имплантом и даже слышащего.
СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
-
Самое главное правило общения с любым ребенком с нарушением слуха – это зрительный контакт с глухим ребенком.
-
Использовать указания как способ привлечения внимания. Указание – это составляющий компонент жестового языка.
-
Соблюдать визуальное пространство, не занимать доминирующую позицию.
-
Правильно предупреждать о звуковых сигналах или о том, почему маме/папе нужно уйти, «пропасть» из зрительного пространства ребенка.
ПРИМЕЧАНИЕ
Распределение жестов по урокам весьма условно, потому что все зависит от конкретной семьи и конкретного ребенка: что важно и значимо для его развития именно сейчас, что и кто его окружает, что вызывает его интерес.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Базоев В.З., Паленный В.А. «Человек из мира тишины» – М., 2002.
-
Билингвизм. Роль жестового языка в языковом и когнитивном развитии детей с нарушенным слухом. / Сборник статей под ред. А.Маллабиу, З.Бойцовой. – Санкт-Петербург, 2017.
-
Давиденко Т.П., Комарова А.А. Краткий очерк по лингвистике русского жестового языка // сборник «Современные аспекты жестового языка», – М., 2006.
-
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. Учеб.для студ.высш.учеб.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
-
Зайцева Г.Л. Жест и слово: научные и методические статьи. – М., 2006.
-
Комарова А.А., Паленный В.А. За жестовый язык! – М., 2014.
-
Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание. – 1984.
-
Образование и жестовый язык / Сост. Комарова А.А. –М., 2017.
-
Русский жестовый язык (базовый курс) / методическое пособие под ред. Комаровой А.А., М., 2013.
-
Сакс О. Зримые голоса. – М.: АСТ, 2013.
-
Словарь русского жестового языка. – МГО ВОГ, М., 2009
-
Современные аспекты жестового языка // Сборник статей. Сост. Комарова А.А. – М., 2006
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
- “Любимые сказки – глухому малышу” М., 1996
- Словарь лексики русского жестового языка. ЦОГиЖЯ, М., 2006
- Видеокурс РЖЯ часть 1-2, ЦОГиЖЯ, М., 2004
- Видеокурс РЖЯ для родителей маленьких глухих детей. ЦОГиЖЯ, М., 2006
- «Давайте познакомимся», ЦП ВОГ, ЦОГиЖЯ, М., 2016