Главное меню

Вход на сайт

Вы здесь

Жить-вместе

 

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Русский жестовый язык – точно такой же полноценный, развитый язык как русский, английский, китайский, только это язык визуальный, вся информация воспринимается зрительно. Именно поэтому глухие и слабослышащие называют жестовый язык «своим» языком, а для глухих детей глухих родителей – это родной язык.

Исследования детских психологов последних лет доказывают, что глухие дети глухих родителей по многим показателям опережают своих сверстников, а общение на жестовом языке помогает преодолеть коммуникационные барьеры, раскрепоститься, выразить свои желания и эмоции и маленьким слышащим детям. К сожалению, некоторые специальные педагоги и врачи верят во вредный миф, что использование жестов мешает развитию словесной речи ребенка. Не существует ни одной научной работы, которая бы это подтверждала.

Напротив, жестовый язык – бесценное средство общения и взаимопонимания, стимулирующее когнитивное, социальное и эмоциональное развитие маленького ребенка: глухого, слабослышащего, с кохлеарным имплантом и даже слышащего.

 

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

  1. Самое главное правило общения с любым ребенком с нарушением слуха – это зрительный контакт с глухим ребенком.
  2. Использовать указания как способ привлечения внимания. Указание – это составляющий компонент жестового языка.
  3. Соблюдать визуальное пространство, не занимать доминирующую позицию.
  4. Правильно предупреждать о звуковых сигналах или о том, почему маме/папе нужно уйти, «пропасть» из зрительного пространства ребенка.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Распределение жестов по урокам весьма условно, потому что все зависит от конкретной семьи и конкретного ребенка: что важно и значимо для его развития именно сейчас, что и кто его окружает, что вызывает его интерес.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Базоев В.З., Паленный В.А. «Человек из мира тишины» – М., 2002.
  2. Билингвизм. Роль жестового языка в языковом и когнитивном развитии детей с нарушенным слухом. / Сборник статей под ред. А.Маллабиу, З.Бойцовой. – Санкт-Петербург, 2017.
  3. Давиденко Т.П., Комарова А.А. Краткий очерк по лингвистике русского жестового языка // сборник «Современные аспекты жестового языка», – М., 2006.
  4. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. Учеб.для студ.высш.учеб.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Зайцева Г.Л. Жест и слово: научные и методические статьи. – М., 2006.
  6. Комарова А.А., Паленный В.А.  За жестовый язык! – М., 2014.
  7. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание. – 1984.
  8. Образование и жестовый язык / Сост. Комарова А.А. –М., 2017.
  9.  Русский жестовый язык (базовый курс) / методическое пособие под ред. Комаровой А.А., М., 2013.
  10. Сакс О. Зримые голоса. – М.: АСТ, 2013.
  11. Словарь русского жестового языка. – МГО ВОГ, М., 2009
  12. Современные аспекты жестового языка // Сборник статей. Сост. Комарова А.А. – М., 2006

 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

  1. “Любимые сказки – глухому малышу” М., 1996
  2. Словарь лексики русского жестового языка. ЦОГиЖЯ, М., 2006
  3. Видеокурс РЖЯ часть 1-2, ЦОГиЖЯ, М., 2004
  4. Видеокурс РЖЯ для родителей маленьких глухих детей. ЦОГиЖЯ, М., 2006
  5. «Давайте познакомимся», ЦП ВОГ, ЦОГиЖЯ, М., 2016